16.02.2022 - Открытое занятие в разновозрастной группе Б
Сегодня 16 февраля 2022 года в разновозрастной группе Б прошло открытое занятие - ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Динамическое сложение (с заменой разрядов) многозначных чисел», подготовила и провела занятие монтессори - педагог - Шимова Дарья Валерьевна.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Динамическое сложение (с заменой разрядов) многозначных чисел»
ПРИМЕЧАНИЕ: При знакомстве ребенка с четырьмя основными арифметическими действиями сначала выбирают такие примеры, в которых не происходит перехода в другой разряд. В этом случае арифметическое действие называют СТАТИЧЕСКИМ, в противном случае -ДИНАМИЧЕСКИМ.
МАТЕРИАЛ: банк «золотого материала» (в качестве материала-заменителя можно использовать деревянные кубы и квадраты); большой набор карт 1 - 9000; 3 маленьких набора карт 1 - 3000; 3 подноса с чашечкой на каждом, для бусин единиц; коврики.
ЦЕЛИ:
Прямые: Повторение понятия «сложение». Тренировка сложения многозначных чисел. Понимание функции десятичной системы и принципов перехода из одного разряда в другой. Осознание процесса сложения на сенсорном уровне. Тренировка чтения многозначных чисел. Выстраивание социальных отношений в самостоятельной групповой работе.
Косвенная: подготовка к другим арифметическим действиям.
ВОЗРАСТ: с 4,5 лет
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
- Презентация проводится с тремя детьми.
- Педагог приглашает детей и просит их расстелить коврики.
- Детям раздается по маленькому набору карт 1 – 3000, они раскладывают их на одном ковре, а педагог раскладывает большой набор карт 1 – 9000 на другом ковре.
- Каждый из детей получает поднос с чашечкой для бусин.
- Каждый ребенок кладет себе на поднос любое многозначное число из малых карт – например: 3425, 2179, 1632.
- Дети идут со своими подносами к банку и берут соответствующее количество бусин.
- Дети несут свои подносы на ковер к педагогу, педагог проверяет соотношение бусин с малыми картами (числом), пересчитывая каждый разряд вслух.
- Педагог говорит: «Сейчас мы с вами сложим все это вместе, положите ко мне на поднос все свои бусины».
- Все множества объединяют, начиная с единиц Бусин, затем десятки, сотни, тысячи.
- Педагог говорит: «Что мы сейчас сделали? Давайте посчитаем сколько у нас бусин получилось. Начинать считать будем с единиц».
- Педагог ставит перед детьми чашечку с большим количеством бусин-единиц, берет единицы из чашечки, выкладывает их одну под другой так, что постепенно они начинают напоминать стержень-десяток. Дети вслух считают. После десятой единицы педагог говорит: «Стоп! На что похожи наши десять единиц? На один десяток, давайте обменяем в банке десять единиц на один десяток».
- Ребенок идет к банку и меняет 10 единиц на один десяток, возвращается к педагогу и кладет 1 десяток на поднос к десяткам
- Педагог продолжает дальше считать остатки бусин-единиц, сколько их осталось (6).
- Ребенок несет соответствующую большую карту (6) и кладет ее на единицы.
- Педагог говорит: «Сейчас по считаем сколько у нас получилось десятков».
- Педагог выкладывает стержни-десятки, рядом друг с другом, дети считают вслух. После десятого десятка, педагог говорит: «Стоп! На что похожи десять десятков? Правильно на одну сотню. Давайте обменяем в банке десять десятков на одну сотню».
- Ребенок идет к банку и меняет 10 десятков на одну сотню, возвращается к педагогу и кладет одну сотню на поднос к сотням.
- Педагог продолжает считать остатки стержней-десятков (3).
- Ребенок несет соответствующую большую карту (3) и кладет ее на десятки.
- Педагог говорит: «Сейчас с вами по считаем, сколько у нас получилось сотен».
- Педагог выкладывает сотни, друг на друга, дети считают вслух. После десятой сотни, педагог говорит: «Стоп! На что похожи десять сотен? На одну тысячу, давайте обменяем десять сотен на одну тысячу».
- Ребенок идет к банку и меняет 10 сотен на одну тысячу, возвращается к педагогу и кладет 1 тысячу на поднос к тысячам.
- Педагог продолжает считать остатки сотен (2).
- Ребенок несет соответствующую большую карту (2) и кладет ее на сотни.
- Педагог говорит: «Сейчас будем считать сколько у нас получилось тысяч».
- Педагог выкладывает кубы (тысячи), дети считают вслух (7).
- Ребенок несет соответствующую большую карту (7) и кладет ее на тысячи.
- Педагог или кто-то из детей, складывает полученные большие карты друг на друга, начиная с тысяч и делают «волшебство». (Карты 7000 преобразуются в число 7236).
- Педагог выкладывает числа детей из малого набора и говорит: «Ты принес мне 3425 бусин, ты принес мне 2179, а ты 1632 бусины. Когда вы все сложили ко мне получилось очень много. Что мы с вами сделали? Сколько всего у нас получилось бусин?».
- Педагог просит прочитать число-результат (7236) каждого ребенка по разрядам.
- Ребенок читает: «Семь тысяч две сотни три десятка шесть единиц».
- Педагог говорит: «А взрослые читают так: семь тысяч двести тридцать шесть бусин».
- Педагог говорит: «Теперь вы сами умеете складывать и сможете самостоятельно сложить свое количество бусин».
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: повторный пересчет бусин, который осуществляется педагогом.
Примечание: Весь процесс сложения аналогичен сложению «в столбик».
УПРАЖНЕНИЯ:
1. Многократное повторение презентации с другими числами.
2. Повторение презентации с «забавными числами», например, 1111, 2222, 3333, и т.д.
После проведения презентации невольно возникнет вопрос: «Зачем детям дошкольного возраста складывать многозначные числа?»
Ответ очевиден: впитывающий разум – это уникальный механизм, открытый доктором Марией Монтессори. С помощью него ребенок, не прилагая усилий, автоматически впитывает информацию, как губка, запоминает все, что ему дает взрослый. Ведь ребенок от рождения имеет миллиарды нейронов, которые наполняются информацией и образуют бессчетное количество связей.
Монтессори называла свои пособия «материализованными абстракциями». Используя, их ребенок, как по ступенькам, поднимается от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. И успехи детей поразительны! Многие дети, которые обучались по методике Монтессори, действительно к 6 годам прилично пишут и читают, решают примеры и задачи с многозначными числами, но не это главное! Монтессори-материал позволяет детям научиться учиться и получать удовольствие от саморазвития и самообразования.